Рабочая программа по музыкальному развитию детей (1)

СОГЛАСОВАНО:
на педсовете
МБДОУ № 39 «Журавлик»
рашенинникова
протокол №________

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ № 39
_______ Н.В.
Приказ №_____ от ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 «Журавлик» присмотра и оздоровления с приоритетным
осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур»
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой
дошкольного образования

I .Целевой раздел
1.1. Обязательная
часть.
1.1.1.Пояснительная записка
2

Данная рабочая программа по развитию детей среднего возраста (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с основной
общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №39 «Журавлик», в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в МинюстеРоссии 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором определяются наиболее оптимальные и эффективные
условия для музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей)
мотивированное обоснованное содержание образовательного процесса, а также образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений, формы, методы, средства, способы организации образовательного процесса с целью музыкального развития
детей и возможного достижения целевых ориентиров, соответствующих требованиям ФГОС ДО.
Рабочая программа по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возраста с 2 до 7 лет в группах общеразвивающей
направленности обеспечивает приобщение к музыкальному искусству детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа направлена на музыкальное развитие детей раннего и дошкольного возраста (с 2 до 7 лет)
Рабочая программа реализуется в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30 до 18.00 часов при 5-ти дневной
рабочей неделе, исключая выходные и праздничные дни.
Цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с 2 до 7 лет по реализации
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования

основной

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности с детьми по музыкальному развитию строятся с учетом методических
рекомендаций программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
Цель - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкальнохудожественной деятельности.
Девиз – «Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»
3

подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
 заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие
индивидуальных музыкальных способностей;
 приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
 подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
 развивать коммуникативные способности;
 способствовать творческой самореализации детей в музыкальной деятельности;
 познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Образовательная деятельность с детьми осуществляется, основываясь на основных принципах дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Методические принципы программы:
Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощенно. Педагог не принуждает детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в
занятии.
Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4

Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им
возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои
творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение,
чувства, эмоции.
Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой,
радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их
видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный руководитель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе
рассуждаем, вместе играем.
Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на
музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Программа строится на ключевых подходах отечественной дошкольной педагогики и психологии:
Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе
онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого человека. Дошкольник наилучшим способом запоминает все
то, что запоминается непосредственно, непреднамеренно, в игре.
Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития
психики ребенка.
Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет
свою специфику, отличную от другого возраста. Для каждой психической функции есть свой сенситивный период (период оптимального
развития).
Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики ребенка.
Развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой
ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития.
Основные принципы данного подхода:
- принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- учет зоны ближайшего развития (сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития).
- среда является источником развития ребенка (одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу
их различных возрастных особенностей).
- в качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное
развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка.
Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики
ребенка.
5

В дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него
развивающее воздействие.
Расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских
видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка.
Основные принципы данного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
- Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
- Принцип амплификации развития в противоположность принципу интенсификации – содействие превращению деятельности ребенка,
заданной взрослым (ребенок – объект) в самодеятельность (ребенок-субъект).
Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития.
В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются
(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы данного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Принцип амплификации развития.
Исходя из концептуальных положений культурно – исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психологопедагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, содержание Программы обеспечивает в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционального отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации творческих способностей.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики:
Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных
занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра.

6

Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста, учитывает их психо-физиологические
особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и
эффективным.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида
искусства, и психологическими особенностями дошкольников.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности
ребенка.
Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и насаждается средствами массовой информации, слышат и наши дети. Ее тяжелые
ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в подсознание, таким образом оказывая
сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Задача родителей и педагогов уже в раннем и дошкольном детстве формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности,
формировать у детей музыкальность, т.е. систему музыкальных способностей, создавать условия для широкой ориентировки в музыке,
прежде всего классической и народной, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Детство является наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода
невосполнимо. Только педагог, владеющий методами развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности
детей, может решить главную задачу музыкального воспитания.
Возрастные особенности детей с 3 до 7 лет по музыкальному развитию.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее существенными особенностями
музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве. Отметим общие тенденции
возрастного развития детей с 3 до 7 лет.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств
предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например,
некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к
самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному,
заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4
годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,
которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок
начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком
инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном
хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют
постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

7

Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.
Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес
только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети
могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его
выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к
окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные
в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки
не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может
выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и
танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по
нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность,
звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные
интересы и способности проявляются ярче.
Количественное соотношение мальчиков и девочек в каждой группе учитывается при подборе репертуара, дидактических игр (и
пособий к ним) в соответствии с полоролевыми интересами детей, а также большую роль играет при выборе и постановке танцевальных
композиций.
Большое количество детей посещающих ДОУ имеют тяжелые речевые нарушения, 40 детей занимаются на логопункте. Чаще всего
такие дети испытывают трудности в развитии координации движений, общей и мелкой моторики, чувства ритма, интонационной и
эмоциональной выразительности речи. Они имеют нарушения в звукопроизношении, дыхании, просодической стороне речи. Детский сад
посещают дети и с заиканием.

8

Особенности развития детей учитываются при реализации индивидуальной работы, дополнительной корректировки пластики
движений, при пальчиковой гимнастике, при распределении ролей в музыкально-театрализованных постановках в целях обеспечения
успешной социализации детей.
Интересы и дополнительное посещение детьми учреждений дополнительного образования учитываются и создаются условия для
реализации имеющихся способностей детей в музыкальной деятельности.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен

9

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Социально-нормативные характеристики возможных достижений детей по музыкальному развитию на каждой возрастной
ступени (с учетом рекомендаций программы «Ладушки. Праздник каждый день» И.М.Каплуновой, И.А Новоскольцевой:






Показатели возможных возрастных достижений детей с 2 до 3 лет
Узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий-низкий)
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки
Выполняет движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук
Различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Показатели возможных возрастных достижений детей к 4 годам
 Слушает музыкальное произведение от начала до конца, узнает знакомые песни, различает звуки по высоте (в пределах октавы)
 Замечает изменения в звучании (тихо-громко)
 Поют, не отставая и не опережая друг друга.
10

 Выполняют танцевальные движения: кружатся в парах, притопывают попеременно ногами, двигаются под музыку с предметами
(флажки, листочки, платочки и др.)
 Различают и называют музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 4 до 5 лет)
Внимательно слушают музыкальное произведение, чувствуют его характер: выражают свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнают песни по мелодии
Различают звуки по высоте (в пределах сексты-септимы)
Поют протяжно, четко произносят слова, вместе начинают и заканчивают песни
Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения
 Выполняют движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками)
 Инсценируют (совместно с воспитателем) песни, хороводы
 Играют на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.




















Показатели возможных возрастных достижений детей (с 5 до 6 лет)
Различает жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);звучание музыкальных инструментов(фортепиано,
скрипка);произведения по мелодии, вступлению
Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты)
Поют без напряжения; плавно, легким звуком. Произносят отчетливо слова, своевременно начинают и заканчивают песню. Поют в
сопровождении музыкального инструмента
Ритмично двигаются в соответствии с различным характером и динамикой музыки
Самостоятельно меняют движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполняют танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 6 до 7 лет)
Узнают мелодию Государственного гимна РФ
Определяют, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение(песня, танец, марш) и на каком из известных инструментов
оно исполняется
Различают части произведения (вступление, заключение, запев и припев)
Внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения

11

 Определяют общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделяют отдельные средства
выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы
 Слышат в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают характерные образы
 Выражают свои впечатления от музыки в движениях или рисунках
 Поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание)
 Воспроизводят и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом
 Сохраняют правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание
 Поют индивидуально и коллективно, с сопровождением без него
 Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передают
несложный музыкльно-ритмический рисунок; самостоятельно начинают движения после музыкального вступления; активно
участвуют и выполняют творческие задания
 Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный
шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами)
 Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах
 Сольно исполняют и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

12

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Система диагностики обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения детьми образовательной программы и
позволяет осуществлять оценку количественных и качественных изменений в динамике музыкального развития детей. Таким образом,
объектом диагностики является музыкальное развитие детей.
При реализации рабочей программы по музыкальному развитию детей проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий по музыкальному развитию, лежащей в основе их дальнейшего планирования и
выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка).
В ходе образовательной деятельности музыкальный руководитель создает диагностические ситуации и совместно с воспитателями
наблюдает за активностью детей в спонтанной и специально организованной музыкальной деятельности. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуальных образовательных маршрутов и учета
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая оценка - мониторинг результатов освоения Программы осуществляется в соответствии с методическими
рекомендациями программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. – Сп-б.: Невская нота , 2000.
Периодичность мониторинга:
Педагогическая диагностика индивидуального музыкального развития детей проводится 2 раза в год:
- в начале года – сентябрь, октябрь;
- в конце года – апрель, май.
Результаты педагогической диагностики оформляются в таблицы на каждую группу детей. В конце года на итоговом педагогическом
совете заслушивается анализ образовательной деятельности за год по музыкальному развитию воспитанников с целью выявления
эффективности педагогической деятельности по музыкальному развитию в МАДОУ.

13

2.1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
1.2.1.Пояснительная записка.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, построена с учетом потребностей, мотивов и интересов детей, членов
их семьей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического
коллектива.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена модулем образовательной деятельности, основанным на
парциальной программе «Мы живем на Урале» Толстиковой О.В., Савельевой О.В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г..

Образовательная деятельность по реализации программы «Мы живем на Урале»
Цели и задачи Программы.
Цели: формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному
наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Задачи воспитания и обучения детей 3-5 лет:
1. Развивать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние,
2. Побуждать ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения музыки, народного
фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах музыкальной деятельности.
3. Формировать и поддерживать интерес ребенка к народному музыкальному творчеству.
4. Побуждать ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения народной музыки, знакомых образов и
сюжетов.
5. Поддерживать у ребенка устойчивый интерес к народному музыкальному творчеству.
Задачи воспитания и обучения детей 5-7 лет:
1. Развивать устойчивый интерес ребенка к народному музыкальному искусству, народным праздникам обеспечивающим возможность
отражения полученных знаний и умений в разных видах музыкальной деятельности.
2. Способствовать формированию у ребенка опыта эмоционально-личностного отношения к музыкальным произведениям, потребности в
самовыражении своих чувств, ценностей и мироощущения через свободный выбор содержания музыкальной деятельности.
3. Развивать интерес к культурному наследию земли Уральской, активную личностную позицию маленьких жителей Свердловской области,
уральского региона, чувство сопричастности, желание сохранять и передавать фольклор, традиции, обычаи народов Урала.
4. Развивать элементарные представления о художественной, мифопоэтической картине мира, языках искусства на примерах народов Урала,
ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, своего края.

14

Принципы организации образовательного процесса:
 принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социальнокультурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
 принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с
ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
 принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство,
изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется
подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности,
преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать.
Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.

Целевые ориентиры образовательной программы.
Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с 3 до5 лет:
- ребенок использует некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена героев народных
сказок, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и
стихов;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к произведению музыкального фольклора в движении, пении, в разных
видах театрализованной деятельности;
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах музыкальной деятельности на основе фольклорных произведений;
- ребенок откликается на разнообразные музыкальные фольклорные произведения (слушает, подпевает, двигается под музыку).
Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с 5 до7 лет:
- ребенок проявляет интерес к произведениям музыкального фольклора Урала, музыкальных произведений уральских авторов для детей;
- ребенок способен ритмично и выразительно двигаться в русских народных танцах, хороводах, проявляя творчество, самостоятельность,
может передать музыкально-игровой образ, способен организовывать русские народные музыкальные игры;
- ребенок способен импровизировать и выбирать средства для самовыражения, включаться в различные формы (в хороводах, играх,
календарно-обрядовых, народных праздниках) коллективного музыкального творчества, связанного с жизнью уральского региона;
- ребенок проявляет чувство восхищения результатами культурного творчества представителей своей и других культур (музыка, танцы,
песни, литературные произведения, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);
- ребенок проявляет чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края;
- ребенок проявляет интерес к художественно-эстетической стороне жизни человека на Урале в прошлом и настоящем.

15

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание обязательной части рабочей программы музыкального развития детей раннего и дошкольного
возраста с 2 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности.
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями музыкальной деятельности.
Содержание рабочей программы строится на
день» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

методических рекомендациях парциальной программы «Ладушки. Праздник каждый

Музыкальная образовательная деятельность с детьми может быть различных видов:
 Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, видеоматериалами.
 Практика – занятие, на которых осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни классиков, современных композиторов.
 Репетиция, на которой отрабатываются номера к праздникам и развлечениям. Развиваются актёрские способности детей.
 Развлечение, праздник - проводится для самих детей, родителей, гостей.
Музыкальное занятие имеет четкое построение:







музыкально-ритмические движения;
развитие чувства ритма, музицирование;
пальчиковая гимнастика;
слушание музыки;
распевание, пение;
пляски, игры, хороводы.
Музыкально-ритмические движения;

В этот раздел мы включили два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный
шаг, притопы и т.д.), то есть те движения, которые нам пригодятся в разучивании плясок.
Работа над развитием чувства ритма, Музицирование;
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение,
движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся
постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на
музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

16

Пальчиковая гимнастика;
Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных
инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и
речь.
Слушание музыки;
Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой
тембровой окраской и соответствующий тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для улучшения восприятия к каждому
музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое
значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных
фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.
Распевание, пение;
Большое внимание в своей работе мы уделяем пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того
чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагается простые,
веселые песенки - распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть
доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на занятиях не должен заучиваться. Уже с младшей группы мы
практикуем, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.
Пляски, игры, хороводы;
Основная цель – дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать
элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего ( кота, медведя, зайца, матрешки, и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего
возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Мы не ставим этом виде деятельности цели
двигаться и одновременно петь. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но
детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них.
Методы музыкального образования можно определить как систему взаимосвязанных действий педагога и ребенка, направленных на
освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижения целей музыкального образования.
 Наглядный метод (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный)
 Словесный метод (беседа, рассказ, слова-качества, разъяснение, объяснение, прилагательные)
 Практический метод (показ, подражание, исполнение, повторение)
 Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный)
 Репродуктивный метод
 Метод проблемного изложения
 Эвристический метод (частично поисковый)
 Исследовательский метод
17

С целью повышения качества образовательного процесса и реализации ФГОС ДО (реализация комплексно-тематического принципа
построения образовательного процесса) содержание таких форм организации, как:
- непосредственно образовательная деятельность «Музыкальное развитие»;
- совместная деятельность (праздники, развлечения) с детьми;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования по музыке.
строится на основе комплексно-тематического планирования с учетом событийности и сезонности. Содержание образования по каждому
событию усложняется в соответствии с программными задачами конкретного возрастного этапа развития детей. Для более глубокого
погружения в тему и закрепления полученных знаний по конкретному событию содержание воспитательно-образовательной работы
воспитателей и других специалистов ДОУ строится на основе единого комплексно-тематического планирования. На НОД по музыке единый
тематический план поддерживается в основном с помощью подбора музыкального репертуара и музыкально-дидактических игр.
В образовательной деятельности музыкальный руководитель использует следующие педагогические технологии:
- технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса,
- «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова – исходные позиции его методики предполагают
использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует
система записи вокально-ладовых упражнений, запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального
упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
В образовательной музыкальной деятельности с детьми используются следующие авторские технологии:
- вокально-артикуляционные и игровые технологии В.Емельянова, Д.Огородного («разогрев» артикуляционного аппарата, настройка всего
организма на вокальную деятельность, упражнения в игровой форме придают распеванию особый колорит игры)
- методика элементарного музицирования К. Орфа (знакомство с инструментами, приемами звукоизвлечения, игра в оркестре,
концентрация внимания на вступлениях инструментальных партий, дирижирование)
- музыкальный мультматериал И. Ковалевской (наглядная форма слушания классической музыки для детского восприятия, нет
закадрового текста, а только соответствие композиторскому замыслу)
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с оркестровыми инструментами включает следующие направления:
-знакомство с инструментами симфонического оркестра для старших групп (беседы об истории изготовления инструмента, его
изображение, страна происхождения, приемы игры, обязательное прослушивание его звучания)
- знакомство с народными инструментами (аналогично инструментам симфонического оркестра)

18

2.1.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Музыкальное развитие в детском саду осуществляется через следующие формы организации:
- непрерывно непосредственно образовательная деятельность с детьми (фронтальные, подгрупповые);
- совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические развлечения);
- индивидуальная музыкальная деятельность с детьми;
- совместная музыкальная деятельность с детьми (подготовка к праздникам, конкурсам, разучивание песенного, инструментального,
стихотворного материала для театрализованных постановок);
- самостоятельная музыкально-игровая деятельность детей в центрах музыки и театра в группах.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми 3-5 лет:
- пение, слушание; музыкально-дидактические игры;
- театрализованные игры;
- слушание и пение произведений народного фольклора;
- образно-игровые этюды;
- рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов,
интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи), элементов росписи (альбомы,
листы), а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка);
- «озвучивание картины» - подбор музыкального сопровождения, звуков к образу;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми 5-7 лет:
- разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий народных промыслов), «Музыкальный круиз» (танцы, песни,
мелодии народов Урала);
- праздники (в том числе народные обрядовые), театрализовано-музыкальные развлечения, «семейные вечера» подводящие своеобразный
итог рассмотрения темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями разных этносов способствующие накоплению
опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок;
- игровые упражнения и этюды с использованием народных музыкальных инструментов;
- музыкально-дидактические и музыкально-двигательные игры;
- музыкально-творческие игры-импровизации, включающих исполнение на народных (детских) музыкальных инструментах;
- танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
- чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий;
- хороводы, народные танцы;
- самостоятельный подбор выразительных средств в музыкальных зарисовках;
- разучивание малых фольклорных форм;
19

2.2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Рабочая программа учитывает особенности осуществления образовательного процесса, что отражает в содержании и планировании
коррекционной работы:
- национально-культурные (многонациональность Уральского края, животный и растительный мир данного региона);
- демографические (увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи);
- климатические (продолжительная зима, короткий световой день).
Содержание части рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений, внесено в тематическое и
перспективное планирование.

«Мы живем на Урале»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальный фольклор народов Урала: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые).
Содержание
Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).
Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры.
Уральские композиторы. Репертуар современных уральских композиторов для детей. Жанровая палитра, опора на
традиции Уральского народного фольклора.
Великий русский композитор П.И.Чайковский родился на Урале (г. Алапаевск).
Уральский народный хор, его состав: оркестр народных инструментов, танцевальная группа, хор;
Уральская консерватория имени М.Мусорского, где учатся музыканты, композиторы и исполнители.
Филармония г. Екатеринбурга. Симфонический оркестр.
Музыкальные произведения:
Средства,
Уральские народные песни: «Веночек, мой веночек», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки»,
педагогические
«Ты шкатулка моя».
методы,
Уральские песни: «Вдоль по речке, по Самарке», «Возле нас зеленый сад», «Како у нас-то в мастерской»,«По лужку
было лужочку», «Птичка, ты пташечка»,«Ты шкатулка моя», «Уж ты Веснушка-весна», «Усень, усень»; уральская песня в
обработке Н.Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»; Шутов И. «Уральская рябина», «Урал».
Уральские частушки: Шайтанская песенная кадриль.
Слушание музыки
Сорокин М. «Олина полька», «Про зайку Зая» (Колыбельная), М. В. Горячих «Мама побранила, мама похвалила».
Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. - Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995 - 55 стр.
Смирнова И. «Плакса», «Засоня», «Весельчак», «Шалунишка», «Трусишка», «Ябеда», «Почемучка», «Забияка»,
«Мечтатель», «Упрямец», «Умница». Смирнова И.Л. Забавные портреты: Сборник фортепианных пьес для детей / Урал.
Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. -20с.
Вызов А. «Дождь», «Разбойники». Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. Свердловск:
20

Екатеринбургские композиторы, 1995.- 55 стр.
Смирнова И. «Полька», «Вальс». Смирнова И.Л. Вариации для фортепиано на темы любимых детских песен. Полька.
Вальс / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1995. - 32с.
Манакова И. «Звук-шутник», «Загадочный звук», «Разноцветные звуки»,
«Сказочный звук». Манакова И.П., Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес / Уральский
государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с.
Вызов А. «Шарманка». Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. Свердловск: Екатеринбургские
композиторы, 1995.- 55 стр.
Кесарева М. «Старинная шкатулка». Пьесы уральских композиторов для фортепиано. Москва: Советский композитор,
1992.
Фридлендер А. «По улицам слона водили». Пьесы уральских композиторов. М.: Советский композитор. 1992. - 88 стр.
Пение
Вызов А. Потешка «Кошка-повариха», дразнилка «Федя-медя». Басок М. «На печи». Вызов А. песня «Листопад».
Басок М., Вызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей / Уральская государственная педагогическая консерватория им.
М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 1992. - 82с.
Родыгин Е. «Как у дедушки Петра». Родыгин Е. Избранные песни. Свердловск: Уральский рабочий. 1993. - 84стр.
Манакова И. «Колыбельная». Манакова И.П. Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес /
Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с.
Русское народное творчество: «Сею, вею, посеваю», «Скоро Масленка придет», «Как на масляной неделе», «Дождик,
лей, лей». Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк
культурной информации, издательство Дома учителя. 1993. - 208стр.
Вызов А. Потешки: «Ди-ди-ли»,
«Пошла
Дуня
из ворот», «На липовой ноге» Манакова И., Смирнова И.
«Петрушка». Манакова И.П., Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес / Уральский
государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с.
Филиппенко А. «Уральский хоровод». Филиппенко А. В нашем садочку. Киев: Музична Украина, 1977. - 50 стр.
Русское народное творчество
«Коледка-коледка», «Славите, славите», «Мы давно блинов не ели», «Жаворонки прилетите»; частушки «Вот сегодня
Троиса». Т.И. Калужникова. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк
культурной информации, издательство Дома учителя.- 208 стр.

Формы работы с детьми:






образовательная деятельность (музыкальные занятия),
музыкально-театрализованные игры,
«озвучивание картины» - подбор музыкального сопровождения, звуков к образу;
игра на народных музыкальных инструментах.
праздники (в том числе народные обрядовые);
21

 театрализовано-музыкальные развлечения,
 «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в их подготовке,
 взаимодействие с представителями разных этносов способствующее накоплению опыта деятельности и поведения на материале
народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок.
 инициирование стремления детей разучивать и исполнять некоторые произведения музыкального творчества разных народов.
Музыкальная деятельность организуется с учетом индивидуальных интересов и способностей детей. Так, для одаренных детей
организована совместная деятельность по развитию вокала «Звонкий голосок». На протяжении нескольких лет выявляются дети с
вокальными данными, желанием петь. Для детей с развитыми вокальными способностями используются в работе более разнообразные
формы распеваний, так как их диапазон голоса намного шире. Включаются попевочки в пределах квинты – октавы с постепенным
хроматическим движением вверх и вниз для большей проработки регистров грудного и головного звучания. Репертуар кружковой работы
усложнен и дополнен: он гораздо подвижнее, ярче, масштабнее. Например, Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой», произведение в классическом
стиле и требует способности дольше удерживать дыхание, кантилены, особого эмоционального (трепетного) исполнения. Современное
произведение «Давайте сохраним» требует от певцов достаточно большого диапазона в полторы октавы, силы звука и дыхания.

22

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Под культурной практикой в Программе понимаются:
 «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, собственного
действия и опыта;
 поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и
прагматических потребностей;
 стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных
структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
 приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.».
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и
творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Виды культурных практик, актуальных для развития детей дошкольного возраста:
Совместная игра музыкального руководителя и детей (музыкально-дидактическая, игра-драматизация, театрализованная игры)
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Музыкально-театральная гостиная (детская студия) - форма организации музыкально-творческой деятельности детей, предполагающая
организацию восприятия музыкальных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение музыкального руководителя и
детей на музыкальном материале.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
В ходе реализации Программы музыкальный руководитель поддерживает попытки планирования собственной деятельности,
образовательная ситуация строится с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом
происходящих в жизни дошкольников событий.
Сферы
(направления) Сущность, проявления детской инициативы
Способы
и
направления
детской инициативы
поддержки детской инициативы
Творческая инициатива
включенность в сюжетную игру
как  поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение,
обеспечение игрового времени и пространства;
основную творческую деятельность ребенка,

поддержка самостоятельности детей в специфических для
где развиваются воображение, образное
них видах деятельности.
мышление
23

Инициатива
как включенность в разные виды продуктивной  недирективная помощь детям, поддержка детской
самостоятельности в разных видах изобразительной,
целеполагание и волевое деятельности
рисование,
лепку,
проектной, конструктивной деятельности;
усилие
конструирование, требующие усилий по

создание условий для свободного выбора детьми
преодолению "сопротивления" материала, где
деятельности, участников совместной деятельности,
развиваются произвольность, планирующая
материалов
функция речи
Коммуникативная
включенность ребенка во взаимодействие со  поддержка
взрослыми
положительного,
доброжелательного
отношения
детей
друг
к другу и
инициатива
сверстниками, где развиваются эмпатия,
взаимодействия детей друг с другом в разных видах
коммуникативная функция речи
деятельности;
 установление правил поведения и взаимодействия в
разных ситуациях
Познавательная инициатива включенность
в
экспериментирование,  создание условий для принятия детьми решений,
выражения своих чувств и мыслей;
- любознательность
простую познавательно-исследовательскую

создание условий для свободного выбора детьми
деятельность, где развиваются способности
деятельности, участников совместной деятельности,
устанавливать пространственно-временные,
материалов
причинно следственные и родовидовые
отношения
Для формирования детской самостоятельности и инициативы музыкальный руководитель выстраивает образовательную среду таким
образом, чтобы дети могли:
 учиться на собственном опыте;
 изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
 быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагог регулярно создает ситуации, в которых дети учатся:
 при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
 совершать выбор и обосновывать его;
 предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
 планировать собственные действия индивидуально и в подгруппе;
 оценивать результаты своих действий индивидуально и в подгруппе.

24

2.5. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников, с педагогами и
социальными партнерами.
Направления взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников
 наглядно-информационные - нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей,
способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся, стенды,
буклеты, памятки, ширмы, папки-передвижки, аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты различных видов деятельности и др.;
 информационно-аналитические – способствуют организации общения с родителями, их основной задачей являются сбор, обработка и
использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических
знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. На основе анализа
этих данных возможны осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольной организации и
построение грамотного общения с родителями.
 досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между педагогами и родителями, более доверительных отношений
между родителями и детьми: совместные праздники, досуги, развлечения и др.
 информационно-ознакомительные - нацелены на преодоление поверхностных представлений о работе дошкольной организации путем
ознакомления родителей с самой дошкольной организацией, особенностями ее работы и педагогами: дни открытых дверей, открытые просмотры
и др.
Формы работы с родителями:
традиционные формы - родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, консультации по запросам, анкетирование,
беседы, организация совместных мероприятий, разработан стендовый материал для всех возрастных групп, содержание которого соответствует
единому комплексно-тематическому плану, создана картотека рекомендаций для занятий родителей с детьми дома
нетрадиционные формы – ведется страничка на сайте ДОУ с учетом событийности;
непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность - организация совместной деятельности в системе «ребенокродитель-педагог», привлечение родителей к участию в утренниках, праздниках, спектаклях в качестве исполнителей ролей; участие в акциях, в
совместной исследовательской и проектной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов, и др.

25

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников и педагогами.

Музыкальный
руководитель
Воспитатель

Психоло
г

РЕБЁНОК

Инструктор по
Физической
культуре

Родители

26

Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребёнка
Организация косвенных ситуаций, расширяющих каналы социализации ребёнка.
Не торопить ребёнка.
Сравнивать ребёнка с ним самим, только с ним вчерашним.
Подчеркивать качественно момент успеха ребёнка в любых сферах.
Ребёнок и все люди имеет право на ошибку.
Не фиксировать внимание на неудачах ребёнка.
Проектирование зоны ближайшего развития-от раздельной деятельности к самостоятельной.
Расширение каналов социализации по принципу « от простого к сложному» : от эмоций к чувствам; от невербальных
знаков общения к вербальным; от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на себя роли; от
подражания - к саморегуляции.

27

III. Организационный раздел
Содержание организационного раздела включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений по каждому подразделу.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Место
размещения

Основное
Предназначение

Оборудование и игровые материалы

Музыкально- Проведение музыкальной и физкультурной Фортепиано – 1 шт.
физкультурный образовательной деятельности, праздников, Экран + проектор – 1 шт.
зал
развлечений, показа театров, развлечений, Музыкальный центр -1 шт.
проведениия
утренников,
родительских Ноутбук- 1 шт.
Стул – 1шт.
собраний.

Стульчики детские 25 шт
Детские музыкальные инструменты:
ширма для показа театра, детские стулья, платочки, ленты, венки для танцев,
костюмы для музыкально-театрализованных постановок детские и взрослые,
диски с аудио и видеозаписями, детские музыкальные инструменты: арфа,
металлофоны и ксилофон, барабан, набор деревянных шумовых музыкальных
инструментов, музыкально-дидактические пособия.
Кабинет
Работы с документами, оформление, Два стола (первый стол предназначен для размещения методической литературы,
музыкального индивидуальные
консультации
с второй стол предназначен для хранения музыкальных инструментов,
руководителя педагогами.
музыкально-дидактических игр)
Комната для Хранение атрибутов
к музыкальным Детские и взрослые костюмы:
хранения
занятиям и праздникам (развлечениям)
зайчик,снегири,вороны,пират,лиса,медведь,волк,ёж,снежинки,снеговики,белочка,
атрибутов и
гномики , шапочки овощей, шапочки цветов.
костюмов

28

3.1.1. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Обязательная часть Программы
Программнометодические
пособия

Пение

1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Младшая группа.
Композитор, С.П.б: 1999.
1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Средняя группа.
Композитор, С.П.б: 1999.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Старшая группа.
Композитор, С.П.б: 2000.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подготовительная группа.
Композитор, С.П.б: 2000.
4. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Младшая группа.
С.П.б: 2009.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Средняя группа.
С.П.б: 2008.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). Старшая группа.
С.П.б: 2009.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). Подготовительная
группа. С.П.б: 2009.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением
(2 CD). Подготовительная группа. С.П.б: 2009.
9. Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.
Мозаика-Синтез, М: 2005.
10.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.
Мозаика-Синтез, М: 2005.
1. Песенник для детей «Буратино». Композитор. СПБ:1999.Вып.2
2. Кудряшов А.В. «Радужные нотки»: Песни для детей. Феникс. Ростов - н/Д: 2007
3. Марченко Л. «Лучшие песни о разном». Феникс. Ростов - н/Д: 2008.Изд.2

*ЧФУ Модуль «Мы живем на Урале»
О.В.Толстикова «Мы живём на Урале», ИРО, 2013;
Альбомы «Природа Урала», Плакат «Мы живем на Урале», Альбом «Достопримечательности Екатеринбурга»

29

3.1.2. Распорядок и/или режим дня
Организация образовательного процесса в МАДОУ предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. (СанПиН 2.4.1.3049-13).
При организации режима дня детей в МАДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности: непосредственно
образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной.

Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, календарный учебный график составляется в
соответствии с выделением двух периодов:
1. учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся непосредственно-образовательная деятельность в соответствии с планом и
расписанием НОД, действует режим на холодный период года;
2. летне-оздоровительный период: (июнь-август), во время которого проводятся интегрированные занятия музыкально-изобразительного
творчества, оздоровительные мероприятия и спортивные развлечения, на период летних каникул действует режим на теплый период
года.

30

Учебный план деятельности музыкального руководителя
Количество НОД, общая нагрузка/ часы
Направления развития
детей (образовательная
область)

Вид детской деятельности

1 младшая
группа

2 младшая
группа

Средняя
группа

Старшая
группа

С 2 до 3 лет

С 3 до 4 лет

С 4 до 5 лет

С 5 до 6 лет

10

15

20

25

Длительность в мин.

В
неделю
Художественноэстетическое развитие

Музыкальная
деятельность

Музыка

2

В
год
68

В
неделю

2

В
год
72

В
неделю

2

В
год
72

В
неделю

2

Подготовительн
ая группа с 6 до
7 лет
30

В
год
72

В
неделю

2

В
год
72

Продолжительность образовательной деятельности в различных возрастных группах составляет: для детей третьего года жизни – не
более 8-10 минут, для детей четвертого года жизни – не более 15 минут, для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого
года жизни - не более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут. В течение образовательной деятельности статическая
деятельность (пение, слушание) чередуется с динамической - музыкально-ритмическими движениями (танцы, хороводы, игры). Перерывы
между занятиями составляют не менее 10 минут.

31

3.1.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда развития ребенка в музыкальной деятельности.
Самостоятельная музыкальная творческая деятельность ребенка возникает по его инициативе. Именно здесь представлен богатый
потенциал развития креативности дошкольника. Основными формами самоорганизации являются разнообразные музыкальные игры и
упражнения, а также музыкальная импровизация детей, в том числе и на детских музыкальных инструментах. Роль воспитателя здесь
минимальна, в основном она представлена «косвенным руководством» и созданием среды для самостоятельной музыкально-творческой
деятельности.
В музыкальном центре групп представлены:
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений: Модуль «Мы живем на Урале»
Пособия, побуждающие ребенка к развитию восприятия музыки:
- детские музыкальные, народные инструменты;
- детские музыкальные, народные инструменты:
- карточки упражнений для моделирования: последовательности куплетов трешетки, деревянные ложки, бубенчики;
песни, движений танца, вступления в оркестре народных инструментов; мелодии
песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) - с помощью
«музыкального конструктора»;
- музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Узнай
инструмент по контуру» и др.;
Пособия, побуждающие ребенка к детской исполнительской деятельности:
- кубики из ватмана, на сторонах одного - нарисовано содержание
- альбомы и иллюстрации к детским народным
разучиваемых детьми песен, другого - содержание осваиваемых детьми песням
народных игр, танцев, плясок, третьего - нарисованы инструменты, на которых
дети учатся играть (в течение года воспитатель может делать новые кубики
дополнительно, по мере необходимости);
- детские музыкальные инструменты на которых дети осваивают способы
игры на них;
- дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками
(на липучках); «передвижка» с пуговицами - большими вверху, маленькими внизу, натянутыми на вертикальные лески; «музыкальный конструктор»,
состоящий из 7 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины,
соответствующих 7 ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены
«ручные знаки».
Пособия, побуждающие ребенка к музыкально-творческой деятельности:
32

-не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
- различные детские музыкальные игрушки - элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски инструменты для инструментальной импровизации;
зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
-неозвученные
балалайка,
гармошка
и
- различные детские музыкальные игрушки - инструменты для клавиатура с нотами.
инструментальной импровизации;
- музыкально-творческие игры: «Сочини и спой песенку по картинкам»,
«Фольклорное лото», домино «Придумай песню», и т.п.; «Сложи и спой (или
передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки,
музыкальное лото (после окончания игры каждый играющий импровизирует на
каком-либо детском инструменте, а другие должны отгадать, о чем он играет, игра
на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек
игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя,
а остальные дети должны отгадать и т.п.;
- упражнения по условно-образному и условно-схематическому
моделированию: последовательности куплетов песни, пляски, хоровода, движений
танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов; мелодии
песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) - с помощью
«музыкального конструктора».
Центр художественно-эстетического развития
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Шумовые игрушки, русские
Русские народные музыкальные инструменты: трещотки, бубен, треугольники, колокольчики,
народные музыкальные
деревянные ложки, , рожок.
инструменты: трещотки,
Костюмерная с национальными русскими костюмами: сарафаны, косоворотки, платки, кокошники.
бубен, треугольники,
Фотографии, иллюстрации национального русского костюма, обрядов, традиций Урала.
колокольчики, музыкальные
Игровые маркеры по песням народов Урала.Музыкальный пленер.
молоточки, деревянные ложки.
Иллюстрации, фотографии русских народных музыкальных инструментов.
Макеты музыкальных
Фотографии уральских композиторов, уральского народного хора, его состава: оркестр народных
инструментов, музыкальные
инструментов, танцевальная группа, хор.
игрушки, шумовые
Макеты музыкальных инструментов, музыкальные игрушки, шумовые инструменты для организации
инструменты для организации
самостоятельного музицирования детей.
самостоятельного
Коллажи, сделанные детьми в соответствии с тематикой. Выставки музыкальных инструментов.
музицирования детей.
Кроссворды, альбом загадок «Русские народные инструменты».
Костюмы для ряженья.
Тематические альбомы «Праздники народного календаря».

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».