Пояснительная записка Учебный план (система непосредственно образовательной деятельности) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 «Журавлик» составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Нормативно-правовое основание - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования; - Устав МБДОУ «Детский сад № 39 «Журавлик»; - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.3648-20. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС); - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М.Васильевой, (2014г.) Целью разработки учебного плана является предупреждение перегрузки в физическом, интеллектуальном и эмоциональном состоянии дошкольников. Задачи учебного плана: Обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса, как основы повышения качества дошкольного образования. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Регулирование объёма образовательной нагрузки при проведении непосредственной образовательной деятельности. Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах: - соблюдение права воспитанников на дошкольное образование; - дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; - соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана; - сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями; - отражение специфики ДОУ: - ориентирование на реализацию образовательной услуги. МБДОУ «Детский сад № 39 «Журавлик» работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2024-2025 учебном году в МБДОУ функционирует 5 групп с дневным 10,5часовым режимом пребывания детей: Группа раннего возраста /1,5-3 г./ 2-я младшая группа /3-4 л./ Средняя группа /4-5 л./ Старшая группа /5-6 л./ Подготовительная /6-7 / Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. Обоснование образовательной нагрузки непрерывной непосредственной образовательной деятельности На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Технология организации образовательного процесса Особенности реализации основной части непосредственной образовательной деятельности в виде занятий в соответствие с ФГОС ДО по пяти основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). На каждом возрастном этапе педагогом решаются различные задачи развития, и роль его меняется. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребёнка, организует его познавательно – исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведёт ребёнка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребёнка уверенность в собственных силах. Организованная образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми: Физическое развитие Социально-личностное развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные и ножные ванны); утренняя гимнастика; упражнения; подвижные игры на прогулке и во второй половине дня ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; назывании трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей. использование музыки в повседневной жизни детей в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики и др. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано, т.е непосредственно организованная деятельность осуществляется с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса с выделением темы дня, недели или месяца. Занятие в детском саду не отменяется, но в него вкладывается иной смысл: занятие как занимательное дело. Результат образовательной деятельности Представленный в виде целевых ориентиров Описание педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) 2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия Структура учебного плана: Обязательная часть учебного плана – составляет не менее 60%, реализация данной части происходит через образовательные области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется через ряд видов деятельности детей. Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает видовую принадлежность Учреждения, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (законных представителей) – составляет не более 40%, представлена программой «Я Гражданин», и Программой по музыкальному воспитанию «Ладушки» - И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Необходимыми требованиями учебного плана является: Соблюдение минимального количества видов деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено основной частью учебного плана и предельно допустимой нагрузки. Часы индивидуальной работы должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Реализация физического и художественно-эстетического направлений должна занимать не менее 50% образовательной деятельности. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СанПинН 2.4.1.3049-13 №26от 15.05.2013г. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут; Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Один раз в неделю организуется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей одежды, соответствующей погодным условиям. Учебный план образовательной деятельности в виде занятий на 2024 -2025 учебный год Образовательные области Модули Группа раннего возраста Младшая группа 1,5-2 года 3-4 года нед. Познавательное развитие Предметное и социальное окружение год нед. год Средняя группа Старшая группа 4-5 лет 5-6 лет Количество часов в нед. год нед. год Подготовите льная к школе группа 6-7 лет нед. Обязательная часть образовательной программы 18 9 18 0,25 0,5 0,25 год 0,5 18 0,5 0,5 18 0,5 18 0,25 9 0,5 18 0,25 18 0,5 18 1 18 1 18 2 36 2 36 1 1 36 36 2 1 36 18 2 1 36 36 2 0,5 36 36 1 1 Социализация развитие общения - - - - - - - 0,25 9 Трудовое воспитание - - - - - - - 0,25 9 Основы безопасности жизни - - - - - - - 0,5 18 Рисование Лепка Аппликация Конструктивно – 0,5 0,5 0,5 18 18 18 0,5 0,5 1 18 18 36 1 0,5 0,25 0,25 2 0,5 0,25 0,25 36 18 9 9 2 0,5 0,5 0,5 36 18 18 36 Ознакомление с природой Ознакомление с миром природы 18 ФЭМП Речевое развитие Развитие речи Художественная литература Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие 18 36 18 9 9 18 Физическое развитие Итого Социально-коммуникативное развитие модельная деятельность Музыкальная деятельность Физическая культура Художественно-эстетическое развитие 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 3 108 3 108 3 108 9 10 11 14 15 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0,5 0,5 1 «Я Гражданин» (в рамках совм. деят-ти в р/м) «Ладушки» - Познавательное развитие Речевое развитие 2 Итого Всего Итого Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы Дежурство Прогулки Игра 9 90 мин. –1ч 30 мин - 10 165 мин. - 2ч 45 мин. 0,5 0,5 1 1 11 165 мин. - 2 ч 45 мин. 1 11 220 мин. – 3 ч 40 мин. 2 15 450 мин. – 7 ч 30 мин. Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Сводная таблица недельной нагрузки по МБДОУ «Детский сад № 39 «Журавлик» на 2024-2025 учебный год группа возраст Количество занятий в неделю Основное Время Дополн. Время Общее кол. Занятий Количество часов в неделю Ранний возраст 1,5-2 года 9 10 9 1ч. 30 мин. Младшая группа 3-4 года 10 12 10 2 ч. 10 мин Средняя группа 4-5 лет 11 15 1 15 12 3ч. Старшаяст ная группа 5-6 лет 14 25 2 25 15 6ч 15мин Подготови- 6-7 лет тельная группа 15 30 2 30 17 8ч. - -