03.01.2022
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
1) Анализ практик семейного воспитания по данному вопросу.2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
3) Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
4) Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:
Младший дошкольный возраст
Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи.
Имена и фамилии членов семьи.
Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Старший дошкольный возраст
Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.
Человек – член общества.
Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения.
Человек – создатель и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности иответственности является необходимым условием для формирования антикоррупционного мировоззрения.
Выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции базовых направлений развития и образования (образовательных областей) ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Каждая из этих областей решает ряд задач.
Так, социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать:
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц, чтение рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость, справедливость, ответственность):
И.А. Крылов «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения является игровая деятельность.
Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение воспитанников к поддержанию порядка в группе. Воспитанникам предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка.
Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил.
Активное использование подобных ролевых игр будет способствовать закреплению таких понятий, как «правила», «порядок», «наказание».
При этом педагог должен быть примером, выступать в качестве основного гаранта соблюдения правил поведения в группе.